Как в России организована защита от опасных гидрометеорологических явлений?
В настоящее время из общего количества происходящих в мире природных катастроф около 75% вызваны природными гидрометеорологическими явлениями. Также как и везде, в России опасные погодные и связанные с ними явления являются первопричиной большинства случаев материальных потерь, а иногда и гибели людей. В нашей стране в последние годы наблюдается устойчивый рост числа опасных погодных явлений. Статистика за 15 лет показывает, что 2005 год был рекордным по количеству таких явлений – 361, при этом только за последние 5 лет количество опасных явлений увеличилось более чем в 1,5 раза. Согласно метеонаблюдениям наиболее опасным природным явлением является ветер: доля произошедших на территории России опасных явлений, связанных с ветром, составляет 2/3 от их общего количества. Приведенные показатели базируются на данных регулярных круглосуточных наблюдений масштабной сети гидрометеорологических станций и постов Росгидромета (более 5000 наблюдательных подразделений на территории страны).
Динамика возрастания объема материального ущерба от воздействия опасных явлений почти полностью соответствует увеличению частоты этих воздействий. По оценкам специалистов за 5 лет объем ущерба увеличился в 1,5-2 раза. Так в период наводнения на реке Лена в Якутии в 2001 году было разрушено около 4 тыс. домов, несколько тысяч производственных объектов, а общий ущерб составил 5,9 млрд. рублей. Еще более масштабные природные гидрометеорологические явления наблюдались летом 2002 года на юге страны (в июне из-за наводнения пострадали 13,5 тысяч домов, 575 мостов; в августе несколько смерчей также привели к значительным разрушениям и вызвали многочисленные человеческие жертвы). Таким образом, опасные погодные явления являются существенным фактором, влияющим на безопасность жизнедеятельности, устойчивость функционирования объектов хозяйственной деятельности.
Надо сказать, что в государстве и обществе растет понимание необходимости защиты от опасных погодных явлений. Так, в соответствии с Федеральным Законом от 2 февраля этого года №21-ФЗ «О внесении изменений в Закон о гидрометеорологической службе» впервые в нашей стране, а возможно и в мировой практике, введено понятие «гидрометеорологическая безопасность», как, состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействий опасных природных явлений, изменения климата. Однако, к сожалению, несмотря на очевидную опасность огромных потерь для общества, хозяйствующих субъектов и населения, понятие «гидрометеорологическая безопасность» в последующем не нашло отражения в Законе «О техническом регулировании». Это не может не сказаться на будущем развитии применения гидрометеоинформации для защиты объектов производственной деятельности. Без участия Росгидромета осуществляется разработка законопроекта «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта». Эти производственные объекты в значительной степени подвержены воздействию погодных явлений. В результате этого в данном проекте Закона недостаточно четко определены источники информации для определения факта наступления страхового случая, необходимость получения оперативной гидрометеорологической информации для осуществления превентивных мероприятий по защите объектов. Все это может быть причинами судебных споров между субъектами страховой деятельности и не достаточно стимулирует хозяйствующих субъектов для повышения эффективности мер защиты на своих объектах.
Сейчас только подход в агростраховании с государственной поддержкой можно назвать более или менее системным. Здесь разработан понятийный аппарат, выработаны критерии опасных погодных явлений. Это возможно связано с тем, что сельское хозяйство является наиболее погодозависимой отраслью экономики. Однако необходимо отметить, что и в этом виде страхования имеются значительные резервы, связанные с повышением эффективности использования гидрометеорологической информации, созданием информационных баз данных об опасных для сельского хозяйства явлениях. Этому также может способствовать повышение контроля со стороны страховых компаний за агентской сетью, и привлечение организаций Росгидромета для предстраховой экспертизы.
В последнее время неоднократно на самом высоком государственном уровне принимались различные решения. Однако, практическое их решение осталось на бумаге. Вероятно, бюрократической системе выгодна «погодная стихия». Она позволяет сохранить старую систему распределения финансовых средств для компенсации материальных потерь, прикрыть случаи бесхозяйственности и нарушений в технологии производства. С другой стороны, страховые компании до сих пор не имеют достаточных нормативно-правовых основ для формирования системы страховой защиты от опасных природных гидрометеорологических явлений. Однако усиливающееся негативное воздействие погодно-климатических рисков, с одной стороны, и растущая заинтересованность страховщиков и конкуренция между ними, с другой, позволяют с оптимизмом смотреть на будущее развитие системы страховой защиты от опасных природных гидрометеорологических явлений. Повышение освоенности рынка страхования в традиционных страховых продуктах и развитие мировой практики страхования от опасных природных явлений также дают основания для будущих перспектив развития системы страховой защиты от воздействия погодно-климатических факторов.